14:10 «ОТДЕЛЕНИЕ ПЛОДА ПОСРЕДСТВОМ РОДОВ» | |
Госдума приняла в первом чтении законопроект «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Без преувеличения можно сказать, что он стал одним из самых обсуждаемых не только медицинской общественностью, но и всеми россиянами, имеющими доступ к интернету. На его просторах и развернулась бурная дискуссия о плюсах и, прежде всего, минусах регламентирующих отношения между больным, доктором и страховой компанией правил и порядков. Свыше 1800 комментариев от врачей, общественных организаций, профессиональных ассоциаций и пациентов поступило только на сайт Минздравсоцразвития России, где обсуждение началось еще в прошлом году. Повышенный интерес к документу объясняется в первую очередь фундаментальностью закона – именно на нем будет строиться в дальнейшем все медицинское законодательство. Поэтому он должен быть абсолютно прозрачным, то есть не допускать инакомыслия, когда оду и ту же статью можно трактовать по-разному, не ущемлять права граждан, гарантировать качество и доступность медицинской помощи. «Нормы, прописанные в документе, будут распространяться не только на государственную, но и частную медицину», - сообщается на сайте Министерства. «Законопроект закрепляет обязательность Порядков для исполнения на всей территории страны, независимо от государственного, муниципального или частного характера медицинской организации и ее ведомственной принадлежности, что является одной из гарантий качества и своевременности оказания медицинской помощи», - рассказала заместитель министра Вероника Скворцова, представляя депутатам законопроект. Между тем, многие эксперты и простые граждане, внимательно ознакомившись с проектом закона, пришли к выводу: с качеством, доступностью и своевременностью медпомощи могут возникнуть серьезные проблемы, если документ примут в исходной редакции. Так, эксперт портала «Проект закона» Павел Парфентьев считает, что законопроект ограничивает права родителей и больных детей, и рассказывает о других недоработках его авторов. --По действующему закону (ст. 22 «Основ законодательства об охране здоровья граждан») один из родителей может находиться в детской больнице со своим больным ребенком все время, вне зависимости от его возраста. Законопроект (ст. 47 п. 5, ст. 78 п. 8 подп. 3) вводит два изменения - положительное и отрицательное. Положительное заключается в том, что родителям детей до трех лет включительно и тяжелобольных будет полагаться бесплатная койка и питание (сейчас этого в большинстве регионов РФ нет). Но есть и отрицательное – все остальные родители смогут находиться со своими детьми только на платной основе. Вторая проблема – нечеткость ряда формулировок. Законопроект (ст. 50 п. 3) предусматривает, что в больнице до четырех лет включительно могут содержаться дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Определение этой категории детей дано в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ст. 1) и оно очень широкое. К этим детям относятся не только дети сироты, но и, в частности, все дети из малоимущих семей, дети с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в поведении. На практике к ней могут быть отнесены почти все дети. При этом законопроект не указывает, что содержание в больнице этих детей, если они не сироты, возможно лишь с согласия их родителей. Можно считать, что этот вывод следует из других норм законопроекта, однако, как показывает практика правоприменения, отсутствие четкой оговорки в конкретной норме закона часто ведет к злоупотреблениям и ложному пониманию норм на практике. Не решается серьезная проблема дискриминации женщин в зависимости от выбранного места родов. Законопроект гарантирует помощь только женщинам, рождающим в медицинских учреждениях. Между тем, существует большая категория женщин, выбирающих домашние роды. К этому явлению можно по-разному относиться – кстати, ВОЗ рекомендует предоставлять женщине право свободно выбирать роды в клинике или дома. В любом случае, оно существует, и женщина, выбирающая домашние роды, должна иметь возможность получения квалифицированной помощи хотя бы на платной основе. Законопроект не урегулирует существующую в правоприменительной практике проблему, имеющую место в ситуациях, когда родители ребенка временно отсутствуют, а он заболевает. Нужно принимать решение об информированном добровольном согласии или отказе от медицинского вмешательства, а сделать это, по закону, могут только родители (законные представители). Бабушки, дедушки, другие родственники сегодня не могут это сделать – передача этого права по доверенности не предусмотрена. Следовало бы предусмотреть возможность передачи этого права по доверенности на время отсутствия родителей. Есть и ряд других существенных недоработок. К ним, в частности, можно отнести: дискуссионное легальное определение момента смерти (принимающее за момент смерти время смерти мозга); очень нечеткую норму о случаях, когда можно не осуществлять реанимацию пациента (клиническая смерть в результате травмы у человека, находящегося на ранней стадии развития неизлечимого заболевания, теоретически может подпасть под установленные законопроектом критерии отказа от реанимации). Существенная общая проблема - исчезновение в тексте законопроекта упоминания о возможности защиты прав пациента в административном порядке. Нельзя не указать, что с июля 2010 года представители общественной организации обращали внимание разработчиков законопроекта на большинство перечисленных проблем, но, к сожалению, их предложения и замечания не были в должной мере учтены. С учетом всего сказанного, можно утверждать, что законопроект, безусловно, нуждается в серьезных доработках с учетом мнения граждан. Понимая это, документ не поддержали и депутаты от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», назвав его набором деклараций и терминологии. За его принятие проголосовала только фракция «Единая Россия», составляющая парламентское большинство. Справедливости ради нужно заметить, что после слушаний заместитель министра заверила, что «все конструктивные замечания будут учтены в работе над законопроектом». *** Интересно, что больше всего оставленных на сайте Минздрава комментариев – свыше 400 – и нареканий вызвала 52-я статья законопроекта - об искусственном прерывании беременности. Она содержит следующие положения. Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до двенадцати недель, по социальным показаниям — при сроке беременности до двадцати двух недель, при наличии медицинских показаний и информированного добровольного согласия женщины — независимо от срока беременности. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной недееспособной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя с учетом мнения этой недееспособной. Нельзя не процитировать 49-ю, весьма странно трактующую рождение ребенка – «момент отделения плода от организма матери посредством родов» (а как же Кесарево?!), - и 15-ю статью, касающуюся всех «действующих» и потенциальных больных. Каждый имеет право на медицинскую помощь без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на получение платных медицинских и иных услуг, в том числе в рамках программ добровольного медицинского страхования… Пациент имеет право на: --уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; --выбор врача, а также на выбор медицинской организации; --обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; --возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медицинской помощи и т.д. Как только закон будет принят, есть предложение данную статью распечатать и брать с собой всякий раз, как отправляешься на прием к врачу. *** Министр здравоохранения Забайкальского края Борис СОРМОЛОТОВ: «Я бы не стал делать окончательные выводы относительного проекта нового закона. Он очень большой, касающийся всех слоев населения, всех учреждений – и государственных, и муниципальных, и частных, медицинского страхования. Это, действительно, закон о здравоохранении всей страны – фундаментальный документ. Там есть много рационального, современного, но есть и вопросы, которые не совсем устраивают не только население, но и организаторов здравоохранения. Поэтому документ нуждается в доработке. Хотя сам по себе такой базовый закон, конечно, нужен. И причем давно: мы ждем его уже лет 15, если не больше». Подготовила Марина СОСНИНА. | |
Категория: СМИ | Просмотров: 1567 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |