19:37 Лечить нужно больного, а не болезнь | |
Лечить нужно больного, а не болезнь Начало учебного года – не простая пора для любого ребенка и, особенно – для первоклассника, ведь, по словам специалистов, адаптация к школе длится от двух до семи недель. Кроме того, загруженность современных школьников подвергает организм детей не меньшим стрессам, чем испытывает работающий взрослый человек, что негативным образом влияет на здоровье ребят. По данным профилактических осмотров школьников, чаще всего забайкальские дети подвержены заболеваниям дыхательных путей, гастроэнтерологического профиля, органов опорно-двигательного аппарата и зрения. Огромную роль в сохранении физического и психического здоровья детей школьного возраста играют родители. О том, что должны знать мамы и папы, нам рассказали специалисты Центра восстановительного лечения для детей «Феникс». Близорукость не приходит одна Чтение учебников, занятия и отдых за компьютером, свободный вечер перед телевизором - основные приметы дня современных школьников. В итоге – у 33 процентов юных забайкальцев встречаются патологии зрительных функций и в частности – близорукость. Однако, как утверждает заведующий офтальмологическим кабинетом Центра «Феникс» Вадим Муравьев, дети, имеющие проблемы со зрением, неизбежно страдают сопутствующими фоновыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата, вегетативной и нервной систем. Влияет на распространение заболеваемости и образ жизни детей – малоподвижное времяпрепровождение приводит к повышению массы тела, что сказывается на костной и мышечной системах и на органах зрения. Избыток массы тела преобладает над дефицитом в 23 процентах случаев у больных близорукостью. Плоскостопие обычно встречается у 6,4 процента детей без близорукости и у 22 процентов с близорукостью. Сколиоз – у 9,5 процента детей и у 30 процентов, заболевания желудочно-кишечного тракта и дисфункция билиарного тракта – у 6,3 процента и у 48 процентов соответственно, - привел данные Вадим Муравьев. Общеизвестная причина проблем со зрением – компьютер, за которым современные школьники проводят все больше времени. Стоит помнить, что глаза ощущают даже самую легкую вибрацию текста или картинки, и уж тем более – мерцание экрана. Глаза ребенка не готовы воспринимать такое излучение, поэтому следует ограничить время пребывания детей у монитора. Так максимальная длительность непрерывной работы за компьютером для ребенка 6-7 лет не должна превышать 15 минут в день, для детей 8-10 лет – не более часа в день, для школьников старше 11 лет – не более полутора часов в день с перерывами через каждые 15 минут. Вообще, по словам заведующего офтальмологическим кабинетом Центра «Феникс», для сохранения зрения ребенок должен полноценно отдыхать – как можно больше двигаться, сбалансировано питаться, гулять на свежем воздухе, вовремя ложиться спать. Уроки нужно стараться делать в дневное время, потому как естественный свет комфортен для глаз ребенка. Профилактикой расстройств зрения должны заниматься не только врачи, но и педагоги. Однако, к сожалению, в современной школе мало внимания уделяется физической активности детей. Да и учителя порою не осведомлены в вопросах здоровья школьников, - рассказывает Вадим Муравьев. Еще одно важное правило, что лечить следует не болезнь, а больного, поэтому, решая проблему со зрением ребенка, нужно избавляться и от сопутствующих заболеваний. Движение – это здоровье Патологии опорно-двигательного аппарата все чаще встречаются у современных школьников. Ребенок растет, поэтому его костная система не такая прочная, как у взрослого человека. Для ее укрепления необходимы регулярные небольшие физические нагрузки. Но наши дети мало того, что проводят много времени на занятиях, так еще и ведут малоподвижный образ жизни вне школы. В результате у ребят с семи лет часто встречается сутулость, сколиотические осанки, что в подростковом возрасте может привести к сколиозу, - пояснила врач ортопед-травматолог центра «Феникс» Ольга Жигжитова. Осанку, как утверждает Ольга Васильевна, необходимо воспитывать с детства. Родители должны внимательно подходить к выбору мебели, которая будет служить ребенку во время домашних занятий – она должна быть комфортной, соответствовать возрасту и росту школьника. Столешница должна располагаться на уровне солнечного сплетения. Если ребенок не достает ногами до пола, то необходимо соорудить специальную опору. Ответственным делом является выбор портфеля. Для ребят из начальной школы рекомендуется приобретать ранцы с плотно прилегающей ортопедической спинкой. Учащиеся постарше предпочитают сумки, что не желательно, поскольку нагрузка на одно плечо может привести к деформации опорно-двигательного аппарата. Иногда в воспитательных целях родители используют корсеты, чтобы поддерживать тело ребенка в правильном положении. Однако Ольга Жигжитова не рекомендует заниматься в таком корсете более 2-3 часов, иначе ослабевает естественный корсет детского организма – мышцы. Важно, чтобы после каждых 30-40 минут занятий дети делали перерыв – лучше, если такая пауза будет спортивной. Уроков физкультуры недостаточно для полноценного развития ребенка, поэтому школьникам необходимо ходить на танцы или заниматься в спортивных секциях. Если же у ребенка есть нарушение осанки, то к выбору вида спорта следует подходить осторожно, - предупреждает Ольга Васильевна. – Для таких детей не подходят несимметричные виды спорта: тяжелая атлетика, теннис, стрельба из лука, фигурное катание, - в них нагрузка распределяется не равномерно. При этом всем школьникам рекомендуется плавание, легкая атлетика, ходьба на лыжах. Часто у детей с нарушениями осанки сопутствующим заболеванием является плоскостопие, которое может передаваться по наследству, а также возникать из-за различных неврологических заболеваний. При такой патологии важно правильно подобрать обувь – она должна быть не бесформенной, а обязательно на невысоком каблуке. Детям с плоскостопием рекомендуется ходить босиком по камню и песку. В холодное время года их может заменить ортопедический коврик, который можно сделать своими руками, нашив на полотно различные пуговицы. Всему свое время Огромную роль в укреплении детского иммунитета играет режим дня. Подъем должен быть не слишком поздним, так как если поднять школьника незадолго до занятий, то его организм не успеет проснуться, а это приведет к сонливости в течение дня, - утверждает врач-педиатр центра здоровья при центре «Феникс» Ольга Рящина. - Рекомендуется делать утреннюю зарядку. Многие дети отказываются по утрам от приема пищи, однако родителям необходимо приучить ребенка завтракать. Дорогу в школу можно совмещать с прогулкой. В школе должны быть организовано горячее питание – не стоит позволять своему ребенку перекусывать чипсами, сухариками или шоколадом. Желательно, чтобы прием пищи был всегда в одно и то же время - через 3-4 часа. После обеда необходимо, чтобы у детей младшего возраста был дневной сон, затем нужно дать ребенку время на подвижные игры и только после полдника усадит его за выполнение домашних заданий. Вечером обязательно нужно побывать на свежем воздухе. После ужина, готовясь ко сну, ребенок не должен перевозбуждаться, поэтому рекомендуются спокойные игры, чтение книг. Лучше, если сон школьника младшего возраста будет составлять не менее десяти часов, старшеклассников – 8-9 часов. Родители – лучшие психологи Физическое здоровье детей связано с их душевным состоянием. В начале учебного года дети особенно остро подвержены стрессу, поскольку процесс адаптации проходит у всех ребят по-разному, в связи с чем возникают функциональные отклонения. которые проявляются в нарушении сна, ухудшении настроения, появлении тревожности и страхов, гипер- или гипоактивности. Эти проблемы говорят о том, что ребенка не совсем правильно подготовили к школе - не сформировали мотивацию к обучению, что тоже ухудшает процесс адаптации. Сложнее всего адаптируются дети с нарушениями ЦНС, дефектами речи, заниженной или завышенной самооценкой, не привыкшие справляться со своими желаниями, - пояснила медицинский психолог центра «Феникс» Татьяна Кузьмина. – Такие проблемы испытывают первоклассники, для которых школа – совершенно новый жизненный этап. Не просто и пятиклассникам – переход в средние классы нередко сопровождается повышенной утомляемостью детей, снижением успеваемости, повышением тревожности. Один из важнейших показателей готовности ребенка к школе – умение общаться со сверстниками, устанавливать дружеские контакты. Поэтому не следует ругать детей, если они задерживаются после занятий, играя с другими ребятами. При этом, по словам Татьяны Кузьминой, часто именно с этой проблемой родители обращаются в центр «Феникс». Современные ребята зачастую ограничены кругом семьи, досуг их проходит за компьютером или перед телевизором – в результате живого общения становится все меньше. В центре оздоровительного лечения с ребятами проводят тренинги по развитию коммуникативных навыков Однако для того, чтобы подготовить детей к школе, не обязательно посещать различные курсы и психологические центры, - считает Татьяна Кузьмина. – Родители сами способны сделать многое, если будут играть со своим ребенком, привлекать его к домашним делам, учить доводить начатое до конца, формировать адекватную самооценку и давать понять, что его будут любить, несмотря на неудачи в учебе. Без активного участия родителей из малыша не вырастет роза, живучий бурьян – сколько угодно, а культурное растение появляется только тогда, когда в него вкладывают силы. Юлия БОЛТАЕВСКАЯ
| |
Просмотров: 1436 | |
Всего комментариев: 0 | |